«В пример некоммерческую организацию можно ставить только в случае если ее руководство ответственно подходит к организации работы юридического лица» - и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области Д.А. Любавин

Минюст является одной из тех государственных структур, которое всегда непосредственно связано с деятельностью некоммерческих организаций. Сегодня в его компетенции регистрация общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, контроль за их деятельностью, а также представление информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях. Интервью для портала sonkotmb.ru дал и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области Дмитрий Анатольевич Любавин

- Первое, что хотелось бы узнать у Вас, что ждет некоммерческий сектор с точки зрения государственного контроля? Меняется ли его система с учетом изменений к контролю малого и среднего бизнеса?

- Вы правы на счет изменений законодательства, регулирующего сферу контроля со стороны государства за юридическими лицами в целом. Последние изменения, внесенные в известный Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" говорят о переориентировании системы госконтроля от сплошного метода проведения проверок к так называемому риск-ориентированному подходу. Суть данного подхода заключается в том, что интенсивность проведения проверки юридического лица будет зависеть от принадлежности его к определенной категории риска (чем выше степень риска нарушений со стороны объекта проверки, тем чаще будут проводиться контрольные мероприятия и наоборот).

Однако, стоит оговориться, что не все виды государственного контроля будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, например, контроль за деятельностью некоммерческих организаций в этот перечень в настоящее время не включен. Поэтому проверки будут проводиться в том же привычном для НКО порядке, сведения о которых будут ежегодно размещаться до 01 ноября в сети «Интернет» на портале Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященном проверкам юридических лиц.

Вторым важным нововведением в сфере государственного контроля стало проведение обязательной работы контролирующих органов по осуществлению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Тем самым, на законодательном уровне наметился переход от правила «найти нарушения и наказать» к правилу «рассказать о предъявляемых требованиях и предупредить нарушение». Каждое контрольно-надзорное ведомство будет выполнять данные мероприятия в соответствии с утвержденной ими программой.

Управлением Минюста России по Тамбовской области такая работа ведется уже давно и на постоянной основе. Так, например, в течение года Управлением неоднократно организуются и проводятся семинарские занятия с НКО региона, причем как по актуальным вопросам контроля за их деятельностью, так и по вопросам государственной регистрации таких организаций, помимо этого служащие Управления принимают участие и в просветительских мероприятиях, которые организуют сами некоммерческие объединения для своих коллег, где освещают вопросы компетенции Управления в данной сфере, волнующие участников таких встреч.

- Какой на Ваш взгляд должна быть "образцовой" НКО?

- В современных, часто меняющихся условиях той среды в которой работают некоммерческие организации сложно говорить о конкретных критериях успешности НКО.

Однако, неизменно, в первую очередь некоммерческая организация должна соответствовать своей сущности, а именно, вести свою деятельность для достижения общественно-полезной цели и не ставить перед собой извлечение прибыли как первостепенную задачу.

Безусловно, в пример некоммерческую организацию можно ставить только в случае если ее руководство ответственно подходит к организации работы юридического лица и не допускает нарушений действующего законодательства о некоммерческих организациях. Такой подход, несомненно, будет только способствовать успехам некоммерческой организации в достижении своих уставных целей.

- Как можно охарактеризовать первые итоги работы по включению НКО в реестр организаций - исполнителей социальных услуг? Много ли желающих? Столкнулись ли вы уже с какими-либо проблемами?

Да, действительно Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 №89 на Министерство юстиции Российской Федерации возложены полномочия по ведению реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. В настоящий момент мы стоим в начале пути наполнения данного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, которые в дальнейшем будут иметь право на государственные финансовые преференции.

По состоянию на сегодняшний день в реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России содержатся сведения о 17 некоммерческих организациях. Такое незначительное, на первый взгляд, количество НКО исполнителей общественно полезных услуг обуславливается в первую очередь достаточно высокими требованиями к результатам работы НКО в предыдущих периодах, оценку качества которой дают уполномоченные в той или иной социально значимой сфере органы государственной власти.

Говоря об активности в данном направлении социально ориентированных НКО нашего региона отмечу, что на сегодняшний день в Управление за выдачей заключения о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям (для подачи в дальнейшем заявления в Минюст России о включения СОНКО в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг) обратились 2 социально ориентированные некоммерческие организации, занимающиеся деятельностью в области оказания бесплатной юридической помощи: Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и Ассоциация правовой помощи, первая из которых уже включена Минюстом России в соответствующий реестр. 

- Ваши рекомендации при создании НКО. Какая организационно-правовая форма наиболее удобна для оказания социальных услуг?

- Прежде чем регистрировать некоммерческую организацию в качестве юридического лица, в первую очередь, нужно понимать, что помимо прав данное событие возлагает на ее руководство и определенные обязанности, за невыполнение которых должностные лица и само юридическое лицо несет установленную законом ответственность. Потому создание и регистрация НКО это весьма ответственный шаг.

Для того чтобы выбрать организационно-правовую форму будущей социально ориентированной организации учредителям необходимо определиться с особенностями видов деятельности, которые предполагается осуществлять, органами управления организации, формой участия в управлении организацией ее учредителей и участников (корпоративная некоммерческая организация или унитарная) и прочее. Поэтому говорить об удобстве той или иной организационно-правовой формы для оказания общественно-полезных услуг однозначно невозможно, для этого на достаточном уровне должна быть проработана юридическая сторона вопроса.

Но все же, если говорить об оказании услуг в социальной сфере, то в настоящее время заявители все чаще выбирают такую организационно-правовую форму некоммерческой организации как автономная некоммерческая организация, поскольку даже исходя из определения данной формы, которое содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации, следует, что подобные некоммерческие организации создаются как раз в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

- При проверках НКО наверняка есть стандартные нарушения? В чем НКО зачастую не дорабатывают? Где искать НКО свои слабые места перед проверкой?

- Да, действительно, при осуществлении государственного контроля служащими Управления зачастую выявляются нарушения действующего законодательства, которые носят типичный характер из года в год. Информация о данных нарушениях регулярно размещается на интернет-сайте Управления: http://to68.minjust.ru в соответствующем разделе для некоммерческих организаций. Анализ и обобщение результатов проверок некоммерческих организаций проводится Управлением дважды в год по итогам каждого полугодия, поэтому сведения о типичных нарушениях, допускаемых некоммерческими организациями в своей деятельности, постоянно актуализируются.

- Где же НКО искать свои слабые места перед проверкой?

- Если говорить конкретно, то наиболее часто выявляются следующие нарушения действующего законодательства:

- не соблюдение требований учредительных документов организации;

- не представление в уполномоченный орган (Управление) обновленных сведений об изменении сведений о месте нахождения некоммерческой организации, ее руководителе, иных сведений, содержащихся в Едином государственным реестре юридических лиц;

- не размещение в сети Интернет или не предоставление средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган (Управление);

- в корпоративных организациях нарушение порядка приема в члены организации, а также учета таких членов;

- и т.п.

- Известно ли некоммерческому сектору нашего региона понятие "иностранный агент"? Зарегистрированы ли таковые в Тамбовской области?

- Понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента появилось в российской нормативной действительности в 2012 году и связано это с вступлением в силу изменений федерального законодательства о некоммерческих организаций в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Дополнительное законодательное регулирование контроля деятельности данной категории некоммерческих организаций было обусловлено необходимостью контроля за расходованием иностранного финансирования некоммерческими организациями, занимающимися политической деятельностью.

С момента вступления в силу вышеназванного закона и соответствующих подзаконных актов, территориальными органами Минюста России проводилась и в настоящее время проводится активная работа по контролю за соблюдением тех новых требований, которые предъявляются к так называемым «иностранным агентам». Основной смысл этих требований заключается в необходимости информировать Минюст России о получении иностранного финансирования и направлениях их расходования, путем сдачи соответствующей отчетности.

В настоящее время в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России включены сведения о 89 некоммерческих организациях, расположенных на территории всех субъектов России.

На территории Тамбовской области некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Управлением не выявлялось, в инициативном порядке о статусе иностранного агента некоммерческие организации региона также не заявляли.

- Как в целом Вы оцениваете, есть ли перспективы у некоммерческих организаций Тамбовщины в сфере социально ориентированной деятельности?

- Если говорить о перспективах развития некоммерческих организаций, занимающих социальный сектор, то, несомненно, стоит отметить тот факт, что сегодня на государственном уровне Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача поддержать социально-ориентированные некоммерческие организации в первую очередь финансово за счет бюджетных средств. В своем ежегодном Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года Президент объявил, что уже с 2017 года открывается доступ к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджета.

Однако, государство поддержит лишь те НКО, которые за предыдущие годы зарекомендовали себя как ответственные и добросовестные исполнители социальных услуг надлежащего качества. Причем данная поддержка будет гарантирована на срок не менее двух лет. Такой подход, безусловно, будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств, направленных на поддержку СОНКО, поскольку некоммерческие организации, уже имеющие положительный опыт в реализации социальных проектов, найдут наилучшее применение этим активам и будут совершенствовать подходы к оказанию социально значимых услуг.

В этой связи, такая поддержка государства послужит мощным толчком к развитию системы оказания социальных услуг высокого качества через некоммерческий сектор.

Хочется надеяться, что социально ориентированные некоммерческие организации Тамбовщины раскроют свой весомый потенциал благодаря этим нововведениям в самом ближайшем будущем.

Беседовал Р.В. Зелепукин